УДК 37:311.311/.312

И.В. ТИМОШЕНКОВ, канд. экон. наук., проф. ХГУ «НУА»,

О.Н. НАЩЕКИНА, канд. физ.-мат. наук, НТУ «ХПИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПОЛУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УКРАИНЫ

Розглянута проблема вимірювання витрат, пов’язаних із здобуттям освіти. Показано, що існуюча в Україні практика статистичних спостережень доходів та видатків домогосподарств не дозволяє отримати достовірні дані щодо цих витрат. Запропоновані напрямки удосконалення системи вимірювання видатків здобуття освіти як в короткотерміновому періоді, так і в перспективі.

The problem of measuring the education related expenses is discussed. It is shown that the practice of statistical observation of household incomes and expenditures currently existing in Ukraine fails to provide valid data as to these expenses. The directions for the improvement of the system of measuring the education related expenses both in the short- and in the long-run are suggested.

Проблема корректного измерения и операционализации издержек и результатов функционирования больших социально-экономических систем –одна из наиболее сложных проблем экономической теории. В частности, эта проблема является весьма актуальной при изучении функционирования системы образования, и, несмотря на многочисленные исследования в этой сфере, еще далека от успешного решения. Данная проблема рассматривалась и продолжает рассматриваться преимущественно в русле неоклассической экономики, связанной с конструированием достаточно абстрактных моделей, которые вряд ли могут корректно объяснить реальные проблемы и феномены, имеющие отношение к формированию и динамике издержек образования. В то же время, практика государственного управления образованием – выработка образовательной стратегии, решения о финансировании образования и регуляторная политика в системе образования – должна базироваться на достаточно четких представлениях о том, какова структура издержек получения образования.

Таким образом, проблема измерения издержек в системе образования чрезвычайно актуальна, как и производная от нее проблема получения достоверной статистической информации относительно расходов домохозяйств, которые связаны с получением образования. Следует отметить, что проблема эта не является присущей только Украине, поскольку недостатки в системе статистических наблюдений феноменов и процессов образования отмечаются исследователями практически во всех странах за пределами ОЭСР [1].

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно для Украины эта проблема в настоящее время приобрела особую остроту, поскольку отсутствие достоверной информации о реальном состоянии и тенденциях развития образования существенно тормозит разработку научно обоснованных решений, которые крайне необходимы для выведения украинского образования из кризисного состояния.

Учитывая недостаточную разработанность проблемы измерения издержек в системе образования – эта проблема до настоящего времени еще не стала объектом целостного, предметного анализа ни в известной нам отечественной, ни в зарубежной научной литературе, а также исходя из ее практической значимости и актуальности, определим в качестве основных целей настоящей статьи анализ существующей в Украине практики измерения издержек, связанных с получением образования, и определение главных направлений совершенствования измерения этих издержек.

Итак, что собой представляют издержки в системе образования? В современных исследованиях, выполненных в традициях неоклассики, наиболее распространенной является классификация издержек, включающая три основные вида затрат, которые несут домохозяйства в процессе обучения [2]:

- прямые затраты – издержки, непосредственно связанные с процессом обучения (оплата обучения, расходы, связанные со сменой места жительства, оплата проживания в общежитии, расходы на приобретение учебников, канцтоваров и т.п.);

- упущенный заработок – доходы, которые могли бы быть получены учащимся за время его обучения в учебном заведении, но были им «упущены», так как в это время он только учился, а не работал;

- «моральный ущерб» – моральные издержки, связанные с преодолением трудностей в ходе получения образования, утомлением и истощением нервной системы (в связи с тем, что получение образования является трудным и часто неприятным занятием, из-за того, что миграция нарушает привычный образ жизни и т.п.). При этом, однако, остается неясным, могут ли быть решены в принципе, и, если да, то как, проблемы операционализации и измерения таких составляющих затрат, как «упущенный заработок» и «моральный ущерб».

В связи с этим целесообразно вспомнить о проблемах экономической теории, на которые указывал Ц. Грилихес в своей известной работе «Производительность, научно-технический прогресс и ограниченность данных»: «Мы стали заложниками «неизмеримости», неправильных измерений и нереалистичных ожиданий» [3]. Грилихес также отмечает, что наша неправильная интерпретация данных основывается на нашем невнимании к источникам данных, а это, в свою очередь, объясняет, почему мы так медленно продвигаемся вперед.

Дадим оценку сложившейся к настоящему времени в Украине практике статистического наблюдения расходов домохозяйств, связанных с получением образования. А далее попытаемся определить необходимые направления ее совершенствования – как в области стратегии (направленных на перспективу), так и в области оперативной деятельности (неотложные мероприятия, реализацию которых следовало бы начать незамедлительно).

К сожалению, существующая в настоящее время в Украине практика статистического наблюдения доходов и расходов домохозяйств не позволяет получить достоверную информацию об издержках, которые связаны с получением образования [4]. Государственное статистическое обследование домохозяйств, которое регламентируется приказами Госкомстата Украины № 415 от 30 июня 2004 г. и № 266 от 22 июня 2006 г., предусматривает заполнение участниками панели таких форм, как «Дневник текущих расходов домохозяйства», «Журнал квартальных расходов», а также «Квартальный вопросник о расходах и доходах домохозяйства». При этом исследование расходов домохозяйств на образование с помощью этих форм предусматривает ответы лишь на весьма ограниченное количество вопросов и к тому же таких, в которых отсутствует необходимая детализация реального содержания этих расходов, например, «плата за обучение и уроки репетиторов в высших учебных заведениях: академии, университеты и т. п.»

Понятно, что такая методика наблюдения домохозяйств не позволяет получить достоверную информацию ни о реальной величине издержек, связанных с получением образования на всех его этапах (подготовка и поступление в учебное заведение, обучение, выпуск и получение соответствующего официального свидетельства об окончании учебного заведения), ни об их структуре (включая формальные и неформальные расходы домохозяйств на соответствующих этапах получения образования). Подобная методика наблюдений ведет к соответствующим результатам. Приведем данные государственной статистики об издержках получения образования в Харьковской области по состоянию на начало 2009 г., полученные с помощью вышеуказанных типовых форм статистического наблюдения [8]:

- ежемесячные издержки на образование в расчете на 1 домохозяйство Харьковской области: 29 грн. 34 коп.;

- удельный вес расходов на образование в структуре совокупных ежемесячных расходов в расчете на 1 домохозяйство Харьковской области: 1,1 %.

Насколько достоверной и полезной для принятия решений в сфере управления образованием является такая информация?

В качестве двух важнейших задач совершенствования организации статистического наблюдения расходов домохозяйств, связанных с получением образования, в Украине должны быть определены следующие.

Первая задача разработка и реализация на региональном уровне альтернативной методики обследования домохозяйств, направленной на изучение образовательных проблем региона (включая не только анализ расходов, но и изучение результатов от получения образования через анализ заработной платы и других доходов лиц с разным уровнем образования, разной квалификацией и т. п.). Эта задача является оперативной и неотложной. Ее решение не нуждается в изменении действующего законодательства и не сопряжено с существенными финансовыми затратами. В то же время ее решение позволило бы незамедлительно получить конкретные практические результаты, а также подготовить почву для решения стратегической задачи.

Вторая задача – стратегическая – организация национальной системы экономического мониторинга системы образования, представляющего собой комплексную систему сбора, обработки и представления систематической информации об экономическом поведении участников рынка образовательных услуг. Мониторинг строится как многоуровневая система, которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных услуг: населения, образовательных учреждений и предприятий.

Таким образом, существующая в Украине практика статистического наблюдения доходов и расходов домохозяйств не направлена на получение исчерпывающей и достоверной информации о расходах, связанных с получением образования, о тенденциях их формирования и изменения. В краткосрочном периоде необходимо использование альтернативных методик, не сопряженное со значительными расходами, но повышающее достоверность информации, а стратегической задачей является организация национальной системы экономического мониторинга системы образования.

Список литературы: 1. Higher Education in the World 2006: The Financing of Universities. (Guni Series on the Social Commitment of Universities) / Global University Network for Innovation (GUNI). – Palgrave Macmillan, 2006. – XLVI, 330 p. 2. Покаместов И. Подсчитайте сами, насколько вам выгодна МВА // Обучение за рубежом. – 2000. – № 9. – С. 7 – 10. 3. Грилихес Ц. Производительность, научно-технический прогресс и ограниченность данных // Истоки: Экономика в контексте истории и культуры. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С. 122 – 165. 4. Витрати та ресурси домогосподарств України (1999-2007 pp.) [Електронний ресурс] / Державний комітет статистики України. – 2009. – Груд. – Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/. 5. Структура сукупних витрат домогосподарств Харківської області (2000 – 2009 рр.). За даними вибіркового обстеження умов життя домогосподарств / Головне управління статистики у Харківській області. –2009.– Груд.– 30 с.

Поступила в редколлегию 21.03.10