УДК 37:311.311/.312
И.В. ТИМОШЕНКОВ, канд. экон. наук., проф. ХГУ «НУА»,
О.Н. НАЩЕКИНА, канд. физ.-мат. наук, НТУ «ХПИ»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПОЛУЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УКРАИНЫ
Розглянута проблема вимірювання
витрат, пов’язаних із здобуттям освіти. Показано, що існуюча в Україні
практика статистичних спостережень доходів та видатків домогосподарств не
дозволяє отримати достовірні дані щодо цих витрат. Запропоновані напрямки
удосконалення системи вимірювання видатків здобуття освіти як в короткотерміновому
періоді, так і
в перспективі.
The problem of measuring the education related
expenses is discussed. It is shown that the practice of statistical observation
of household incomes and expenditures currently existing in
Проблема
корректного измерения и операционализации издержек и результатов
функционирования больших социально-экономических систем –одна из наиболее
сложных проблем экономической теории. В частности, эта проблема является весьма
актуальной при изучении функционирования системы образования, и, несмотря на
многочисленные исследования в этой сфере, еще далека от успешного решения.
Данная проблема рассматривалась и продолжает рассматриваться преимущественно в
русле неоклассической экономики, связанной с конструированием достаточно
абстрактных моделей, которые вряд ли могут корректно объяснить реальные
проблемы и феномены, имеющие отношение к формированию и динамике издержек
образования. В то же время, практика государственного управления образованием –
выработка образовательной стратегии, решения о финансировании образования и
регуляторная политика в системе образования – должна базироваться на достаточно четких
представлениях о том, какова структура издержек получения образования.
Таким образом, проблема
измерения издержек в системе образования чрезвычайно актуальна, как и
производная от нее проблема получения достоверной статистической информации
относительно расходов домохозяйств, которые связаны с получением образования.
Следует отметить, что проблема эта не является присущей только Украине,
поскольку недостатки в системе статистических наблюдений феноменов и процессов
образования отмечаются исследователями практически во всех странах за пределами
ОЭСР [1].
Вместе с тем необходимо
подчеркнуть, что именно для Украины эта проблема в настоящее время приобрела
особую остроту, поскольку отсутствие достоверной информации о реальном
состоянии и тенденциях развития образования существенно тормозит разработку
научно обоснованных решений, которые крайне необходимы для выведения
украинского образования из кризисного состояния.
Учитывая недостаточную
разработанность проблемы измерения издержек в системе образования – эта
проблема до настоящего времени еще не стала объектом целостного, предметного
анализа ни в известной нам отечественной, ни в зарубежной научной литературе, а
также исходя из ее практической значимости и актуальности, определим в качестве
основных целей настоящей статьи анализ существующей в Украине практики
измерения издержек, связанных с получением образования, и определение главных
направлений совершенствования измерения этих издержек.
Итак, что собой
представляют издержки в системе образования? В современных исследованиях, выполненных
в традициях неоклассики, наиболее распространенной является классификация
издержек, включающая три основные вида затрат, которые несут домохозяйства в процессе
обучения [2]:
- прямые затраты –
издержки, непосредственно связанные с процессом обучения (оплата обучения,
расходы, связанные со сменой места жительства, оплата проживания в общежитии,
расходы на приобретение учебников, канцтоваров и т.п.);
- упущенный заработок –
доходы, которые могли бы быть получены учащимся за время его обучения в учебном
заведении, но были им «упущены», так как в это время он только учился, а не
работал;
- «моральный ущерб» –
моральные издержки, связанные с преодолением трудностей в ходе получения
образования, утомлением и истощением нервной системы (в связи с тем, что
получение образования является трудным и часто неприятным занятием, из-за того,
что миграция нарушает привычный образ жизни и т.п.). При этом, однако, остается
неясным, могут ли быть решены в принципе, и, если да, то как, проблемы
операционализации и измерения таких составляющих затрат, как «упущенный
заработок» и «моральный ущерб».
В связи с этим
целесообразно вспомнить о проблемах экономической теории, на которые указывал
Ц. Грилихес в своей известной работе «Производительность, научно-технический
прогресс и ограниченность данных»: «Мы стали заложниками «неизмеримости»,
неправильных измерений и нереалистичных ожиданий» [3]. Грилихес также отмечает,
что наша неправильная интерпретация данных основывается на нашем невнимании к
источникам данных, а это, в свою очередь, объясняет, почему мы так медленно
продвигаемся вперед.
Дадим оценку сложившейся
к настоящему времени в Украине практике статистического наблюдения расходов
домохозяйств, связанных с получением образования. А далее попытаемся определить
необходимые направления ее совершенствования – как в области стратегии
(направленных на перспективу), так и в области оперативной деятельности
(неотложные мероприятия, реализацию которых следовало бы начать незамедлительно).
К сожалению, существующая
в настоящее время в Украине практика статистического наблюдения доходов и
расходов домохозяйств не позволяет получить достоверную информацию об
издержках, которые связаны с получением образования [4]. Государственное
статистическое обследование домохозяйств, которое регламентируется приказами Госкомстата
Украины № 415 от 30 июня
Понятно, что такая
методика наблюдения домохозяйств не позволяет получить достоверную информацию
ни о реальной величине издержек, связанных с получением образования на всех его
этапах (подготовка и поступление в учебное заведение, обучение, выпуск и
получение соответствующего официального свидетельства об окончании учебного
заведения), ни об их структуре (включая формальные и неформальные расходы
домохозяйств на соответствующих этапах получения образования). Подобная
методика наблюдений ведет к соответствующим результатам. Приведем данные государственной
статистики об издержках получения образования в Харьковской области по
состоянию на начало
- ежемесячные издержки на
образование в расчете на 1 домохозяйство Харьковской области: 29 грн. 34 коп.;
- удельный вес расходов
на образование в структуре совокупных ежемесячных расходов в расчете на 1
домохозяйство Харьковской области: 1,1 %.
Насколько достоверной и полезной для принятия
решений в сфере управления образованием является такая информация?
В качестве двух важнейших задач совершенствования
организации статистического наблюдения расходов домохозяйств, связанных с
получением образования, в Украине должны быть определены следующие.
Первая задача – разработка и реализация на региональном уровне альтернативной методики
обследования домохозяйств, направленной на изучение образовательных проблем
региона (включая не только анализ расходов, но и изучение результатов от
получения образования через анализ заработной платы и других доходов лиц с
разным уровнем образования, разной квалификацией и т. п.). Эта задача является
оперативной и неотложной. Ее решение не нуждается в изменении действующего
законодательства и не сопряжено с существенными финансовыми затратами. В то же
время ее решение позволило бы незамедлительно получить конкретные практические
результаты, а также подготовить почву для решения стратегической задачи.
Вторая задача – стратегическая – организация
национальной системы экономического мониторинга системы образования,
представляющего собой комплексную систему сбора, обработки и
представления систематической информации об экономическом поведении участников
рынка образовательных услуг. Мониторинг строится как многоуровневая система,
которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных
услуг: населения, образовательных учреждений и предприятий.
Таким образом, существующая в Украине практика
статистического наблюдения доходов и расходов домохозяйств не направлена на
получение исчерпывающей и достоверной информации о расходах, связанных с
получением образования, о тенденциях их формирования и изменения. В краткосрочном
периоде необходимо использование альтернативных методик, не сопряженное со
значительными расходами, но повышающее достоверность информации, а
стратегической задачей является организация национальной системы экономического
мониторинга системы образования.
Список литературы: 1. Higher Education in the World 2006: The Financing of
Universities. (Guni Series on the Social Commitment of Universities) / Global
University Network for Innovation (GUNI). – Palgrave Macmillan, 2006. – XLVI,
330 p. 2. Покаместов И. Подсчитайте сами, насколько вам выгодна МВА // Обучение
за рубежом. – 2000. – № 9. – С. 7 – 10. 3.
Грилихес Ц. Производительность,
научно-технический прогресс и ограниченность данных // Истоки: Экономика в контексте
истории и культуры. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С. 122 – 165. 4. Витрати та ресурси домогосподарств України (1999-2007 pp.)
[Електронний ресурс] / Державний комітет статистики України. – 2009. – Груд. –
Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/.
5. Структура сукупних витрат домогосподарств
Харківської області (2000 – 2009 рр.). За даними вибіркового обстеження умов
життя домогосподарств / Головне управління статистики у Харківській області.
–2009.– Груд.– 30 с.
Поступила в редколлегию 21.03.10