Удк 658

В.А. МИЩЕНКО, докт. экон. наук., проф., НТУ «ХПИ»,

Д.А. БОНДАРЕНКО, аспирант, НТУ «ХПИ»

УПРОЩЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАХОВЫХ ФОНДОВ

Розглянутооб'єднання фондів загальнодержавного страхування підприємствами в єдиний соціальний внесок як чинник сприяючий: зменшенню ризиків і витрат на підприємстві, збільшенню інвестиційної привабливості підприємств, створенню прозоріших стосунків між державою і підприємствами, а також збільшенню коштів у державних бюджетних фондах.

The association|unification| of |by| the funds of national insurance in the unique|single| social payment|deposit| as a factor is contributory infringement|cooperant|: to diminishing|tickle-off| of hyphens and charges on an enterprise, increase of investment attractiveness of enterprises for foreign investors, to creation|making| of more transparent|light-pervious| relations between the state and enterprises, and|but| similarly|in like manner| increase of state|domainal| budgetary|on-budget| funds.

В условиях нестабильной на сегодняшний день экономической ситуации принятие управленческих решений вследствие неопределенности подвержено влиянию рисков, которые, в частности, формируются из-за сложного налогового законодательства.

Сегодня предприятия уплачивают взносы в следующие страховые фонды: фонд общегосударственного государственного пенсионного страхования (ПФ), фонд общегосударственного социального страхования на случай безработицы (ФССБ), фонд общегосударственного страхования в связи с временной потерей трудоспособности (ФССВПТ), фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ФССНСПП). Фактически каждое предприятие осуществляет четыре платежа, не считая собственно налоговых, заполняет и подаёт четыре отчетности и получает четырех инспекторов-контролеров. Это явно не создает предпосылок для гармоничных отношений между государством и предприятиями.

Не вызывает сомнений, что гораздо правильнее было бы упростить процедуры начисления и уплаты существующих страховых взносов путем объединения всех платежей в единый социальный взнос. Единый социальный взнос это один платеж, один отчет и один инспектор-контролер. При этом единый уполномоченный орган будет вести реестр как плательщиков единого социального взноса, так и реестр застрахованных лиц. Причём выгодно это было бы как государству, так и предприятиям. Для государства введение единого социального взноса позволило бы существенно снизить расходы на оплату труда работников фондов и уменьшить размер ряда других административных затрат, связанных с содержанием четырех фондов. А главное, стало бы возможно взаимно компенсировать дефицит денежных средств, у одних фондов, и возникающий время от времени профицит у других. Например, нехватка денежных средств на выплаты пенсий у ПФ и временные излишки денежных средств у ФССВПТ не могут быть взаимноучтены так как ФССВПТ не захочет отдавать свои резервы. При едином социальном взносе таких ситуаций возникать не будет.

Для предприятий введение единого социального взноса выгодно и необходимо так как, во первых, снижает трудозатраты предприятия (меньше работы у бухгалтерской службы − меньше и затраты на оплату её труда), во-вторых, уменьшение количества проверок по фондам с четырех до одной не только тоже снижает трудозатраты каждого проверяемого предприятия, но и способствует снижению в четыре раза рисков, обусловленных сложностью фискального законодательства, которая даёт возможность трактовать разными способами одни и те же документы, что провоцирует неизбежные ошибки. В свою очередь, это прямо влияет на возможность возникновения более общих рисков, в частности финансовых, правовых, операционных, коммерческих и т.д., так как фискальные риски связаны с ними всеми.

С излишними рисками, избежать которых позволяет, в частности, объединение страховых фондов, связано и снижение инвестиционной привлекательности предприятий, в том числе и машиностроительной отрасли Украины, особенно для иностранных инвесторов. Кроме того, вследствие финансовой нестабильности, обусловленной такими рисками, снижается устойчивость отношений с контрагентами предприятий.

При введении единого социального взноса было бы целесообразным уменьшить общую сумму начисляемых процентов взноса. На сегодняшний день суммарный размер взносов по всем фондам для предприятий в среднем составляет 37% от заработной платы работников. Целесообразно же снизить эту ставку до 20-27% в зависимости от размера заработной платы (прогрессивная шкала) и соответствия с классификацией профессиональных рисков, например, на заработную плату до 5000грн.−27%, от 5000грн. до 10000грн.−23%, больше 10 000грн.−20%. Тогда будут создаваться благоприятные условия для выхода из «тени» предприятий, практикующих «зарплаты в конвертах», что, в свою очередь, создаст предпосылки для снижения рисков предприятий, которые возникают вследствие уклонения от уплаты налогов. Это будет стимулировать, по казахстанскому опыту не только легализацию зарплаты, но и ее абсолютный рост на предприятиях, что в конечном счете приведёт к увеличению доходной части бюджетных фондов Украины.

Предложенный вариант совершенствования фискального законодательства будет эффективнее, чем рассматриваемый сейчас в Верховной Раде Украины законопроект об индикативной заработной плате. Согласно этому проекту удержания по страховым фондам планируется не только не объединять, но ещё и рассчитывать не от фактического размера заработной платы, а от условной ее величины: для большинства работников − на уровне не ниже двух, для бухгалтеров – трех, для директоров – пяти минимальных заработных плат. Это противоречит всем базовым принципам налогообложения, так как получается, что начисления будут осуществляться не на заработную плату, а на численность работников умноженную на два, плюс на директора и на бухгалтера еще четыре (3+5-2-2) с умножением полученного выражения на размер минимальной заработной платы. Это приведет к тому, что на предприятиях начнут сокращать номинальную численность работников. Того, кого не устроит вариант работы без официального трудоустройства, ожидает пополнения ряды безработных, а так как в условиях экономического кризиса альтернативное трудоустройство вряд ли предвидится, то и желающих уйти тоже практически не будет, что обусловит всех работать даже без официального трудоустройства. Это, в свою очередь, повлечет существенное уменьшение поступлений в фонды. ФССБ из-за большого роста числа безработных сначала ощутит острую нехватку средств для выплат, а потом и вовсе может обанкротиться.

Такие законопроекты лишний раз подтверждают тот факт, что в Украине налогообложение сегодня не выполняет стимулирующей функции, то есть, налоги как таковые не осуществляют экономического стимулирования производства, в частности, – трудоёмкой и поэтому зарплатоёмкой машиностроительной отрасли, что связано с их излишней сложностью и запутанностью.

Снизить эту сложность и призвано предложение объединить страховые фонды, предполагающее при этом использовать в качестве базы начислений фактическую, а не условную заработную плату, с возможным увеличением суммы, сверх которой не начисляются страховые взносы, что позволит сделать налогообложение для всех равным − от вахтера до олигарха. Тогда упрощение процедуры и унификация уплаты взносов в фонды общегосударственного страхования явится эффективным мероприятием для государства, поскольку минимизируются налоговые риски и понижается налоговое давление без ущерба для бюджетных фондов.

 Список литературы: 1. Доронин Е. Государство как| генератор налоговых| рисков| // Журнал «Финансы» № 37 (78) 4-10 октября| 2004, с. 42 – 48. 2. Десятнюк О.М. Мониторинг налоговых рисков: [навч|. посіб|.] – Тернополь: «Воля», 2005. – 216 с. 3. Иванов Ю.Б.Налоговый менеджмент: [учеб|. пособие|] / Иванов Ю.Б., Карпова В.В., Карпов Л.Н. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2006. – 488 с. 4. Карпов Л. Н. Понятие и сущность| налоговых| рисков|.// Управление развитием. – 2005. – № 2. – С. 59-60. 5. Социальное страхование и миф о сверхвысоких социальных налогах в Украине, h ttp://www.imperia.net.ua/fullscreen3024n.html 6. Налоговая введет единый социальный налог, – http://www.prostobank.ua/layout/set/ 7. Народные избранники предлагают установить единый социальный налог в размере 20%, – http://akcyz.com.ua/news/alcohol/6254.html 8.Щербак Н. Каким может быть единый социальный налог // газета «Частный предприниматель» № 20, октябрь 2006 9. В Украине предлагается ввести единую систему сбора и учета взносов на общеобязательное государственное социальное страхование,- http://news.liga.net/news/N0621122. 10. Кирш А.В. Экономическое электричество// Журнал «Бухгалтер» №30(510) август(2) 2009г. 11.Лукашова Г. Соседские «соцки», – http://www.business.ua /i487/a11734

Поступила в редколлегию 14.04.10