УДК 330.13

Г.В. МИХАЙЛОВА, канд. экон. наук, доц. СГУ, г. Ставрополь

РОЛЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ОЦЕНКЕ

 СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Найбільш поширене у світі розуміння оцінки бізнесу: з'ясувати, скільки коштують не фірми, що мають ті чи інші доходи, а права власності, технології, конкурентні переваги та активи, матеріальні та нематеріальні, які дають можливість заробляти такі доходи. Останнім часом акцент в оцінці вартості бізнесу зміщується в бік оцінки інноваційних активів.

The most common understanding in the world of business valuation: find out how much it cost the company not having a certain income, and property rights, technology, competitive advantages and assets, tangible and intangible, that make it possible to earn such income. In recent years the emphasis in assessing the business value shifts in strontium evaluation of innovative assets

Наиболее распространенное в мире понимание оценки бизнеса: выяснить, сколько стоят не фирмы, имеющие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать такие доходы. В последнее время акцент в оценке стоимости бизнеса смещается в строну оценки инновационных активов. В учетной практике такие активы включаются в состав нематериальных. Следует отметить, что в силу специфического характера данных активов, отсутствия у них материальной формы их оценка и учет считаются одним из самых сложных разделов бухгалтерского учета. Даже в мировой практике, где уже накоплен определенный опыт оценки и учета нематериальных активов, эта область бухгалтерского учета до конца методически не разработана.

В рамках статической концепции, дискуссионным является вопрос, связанный с приобретением предприятием нематериальной услуги, имеющей долгосрочный характер. Проблема которая возникает, сторонниками статической концепции может быть обозначена следующим образом: как рассматривать такие нематериальные услуги как инвестиции или как затраты, которые уменьшают финансовый результат. Согласно статической концепции баланса данные услуги должны быть сразу же списаны на счета затрат, поэтому их нельзя записывать в актив, нельзя начислять по ним амортизацию. Статический баланс направлен на выяснение, через определенные промежутки времени уровня покрытия кредиторской задолженности активами, для чего используется принцип фиктивной ликвидации. В самом деле, нематериальные услуги, оказанные предприятию, не имеют никакой продажной стоимости по сравнению с другими активами. В качестве иллюстрации этой ситуации Жак Ришар в своей работе «Бухгалтерский учет: теория и практика», указывает на стоимость организационных расходов в случае ликвидации предприятия. Естественно если речь идет о продаже предприятия как имущественного комплекса, то организационные расходы могут быть включены в продажную стоимость, поскольку в этом случае покупатель может воспользоваться впоследствии результатами от указанных расходов. Но статическая концепция рассматривает реализацию каждого актива, поэтому отсутствие цены реализации некоторыми экономистами связывается с именно нематериальным характером услуг. Однако данное утверждение тоже не бесспорно, оно может быть распространено и на материальный актив (например, рыночная цена уникального оборудования также может быть равна нулю, из-за отсутствия на него спроса). Подход, основанный на прерогативе юридической составляющей бухгалтерского учета, требует рассматривать только реально существующую стоимость материальных вещей, поэтому сторонники статической теории не отражали в активе баланса расходы, связанные с услугами.

Однако в процессе дальнейшего развития хозяйственной деятельности, экономисты и юристы вынуждены были отказаться от «чистоты» активов включив в состав имущества нематериальные расходы. Но даже сегодня методы исследования, применяемые статической теорий не рассматривают нематериальные расходы качестве «полноценных» активов, например при построении производного нулевого баланса, такие «фиктивные» активы должны быть выведены из состава имущества и только после этого проводится оценка стоимости предприятия.

В рамках динамической теории «фиктивные» активы оцениваются как реальные, поскольку с точки зрения измерения финансовых результатов и оценки эффективности хозяйственной деятельности нематериальные услуги идентичны материальным активам. Поэтому в процессе всего времени их влияния на финансовый результат нематериальные услуги включаются в состав затрат (путем начисления амортизации), иначе смысл эффективности и результативности деятельности предприятии теряется. Такие рассуждения предопределяют включение в активы прав владения и/или пользования, и речь идет здесь не только о нематериальных ресурсах. Согласно динамической концепции, с точки зрения измерения фактического использования капитала в балансе должно фигурировать все имущество, которое участвует в изменении капитала, т.е. собственное, арендованное, полученное по договору лизинга. Поэтому вопрос об отражение, например имущества, полученного по договору лизинга, не зависимо от условий договора, решается однозначно, такое имущество должно учитываться только на балансе лизингополучателя.

Таким образом, свое бесспорное право отражения в активе баланса нематериальные услуги, получили лишь благодаря развитию динамической концепции. И на сегодняшний момент у большинства бухгалтеров не возникает сомнений о необходимости включении этих услуг в состав внеоборотных активов и начисления по ним амортизации.

Согласно российской учетной практике к нематериальным активам относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (при выполнении ряда условий); организационные расходы, связанные с образованием юридического лица; деловая репутация организации.

Отметим, что предприятие может иметь только исключительное имущественное право на объекты интеллектуальной собственности, исключительные права собственности, являющиеся составной частью авторских прав принадлежат только его разработчику (автору).

Особо сложный и ответственный вопрос — оценка нематериальных активов. Их первоначальная стоимость равна стоимости приобретения. Расходы предприятия на разработку нематериальных активов, как правило, списываются на расходы текущего периода. Стоимость же приобретения включает все затраты на покупку актива и приведение его в состояние, готовое к использованию, а именно: покупную цену, юридические сборы и другие необходимые расходы. Если приобретается группа нематериальных активов одновременно, то индивидуальная стоимость каждого объекта определяется путем распределения всей суммы затрат пропорционально либо рыночной, либо продажной стоимости конкретного вида нематериальных активов.

Если нематериальные активы приобретаются в обмен на акции или другие активы, действует то же правило, что и для учета основных средств: стоимость нематериальных активов определяется как рыночная стоимость того, что отдается, или как рыночная стоимость получаемых объектов – в зависимости от того, что более очевидно.

Очень важный вопрос – начисление амортизации на нематериальные активы. Эти активы амортизируются путем отнесения на расходы периода части их стоимости в течение срока полезного использования. Последний определяется фирмой самостоятельно. Но согласно американским стандартам он не должен превышать 40 лет. В европейских же странах срок списания гудвилла составляет максимум пять лет. В России срок списания нематериальных активов при невозможности четкого определения срока их полезного использования составляет 20 лет, хотя максимального верхнего предела не существует.

Для целей оценки стоимости предприятия имеет большое значение показатель гудвилл – разница между суммой, оплаченной продавцом за предприятие и суммой всех активов и обязательств. В случае разницы положительной (гудвилл) — это надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих выгод. Отрицательная разница (бедвилл) -это скидка с цены, предоставляемая покупателю. Положительный гудвилл учитывается в составе нематериальных активов и подлежит амортизации в течение 20лет. Отрицательный гудвилл (бедвилл) учитывается в составе доходов будущих периодов, и равномерно относится на финансовый результат в составе прочих расходов. Российская методика расчета гудвилла, изложенная в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» некоторыми экономистами считается некорректной. В качестве иллюстрации приведем следующие рассуждения. Из покупной цены предприятия нельзя вычесть все активы и обязательства (привлеченный капитал) на дату покупки. Вычесть из покупной цены можно только сумму чистых активов предприятия. Таким образом, гудвилл должен быть определен как разность между уплаченной ценой за предприятие и стоимостью его активов плюс его же кредиторская задолженность [3, с. 89]. Поэтому когда исследуется роль гудвилла в оценке стоимости предприятия, необходимо учитывать, и то факт, что в состав гудвилла уже включены и долги приобретенного предприятия, которые должен будет погашать уже покупатель.

Теперь охарактеризуем основные принципы учетного отражения нематериальных активов за рубежом — принципы, заложенные в МСФО 38 «Нематериальные активы». Итак, согласно МСФО 38 нематериальный актив представляет собой идентифицируемый неденежный актив, который не имеет физической формы и служит для использования при производстве или представлении товаров либо услуг, для сдачи в аренду другим или для административных целей. Под активом зарубежный стандарт понимает ресурс, контролируемый компанией в результате прошлых событий и от которого ожидается поступление в компанию тех или иных экономических выгод.

Для признания объекта в качестве нематериального (интеллектуального) актива, прежде всего, необходимо, чтобы будущие экономические выгоды от использования рассматриваемого актива поступали в компанию, и стоимость актива могла быть достоверно оценена.

Если интеллектуальный актив не отвечает критериям признания, то связанные с ним затраты рассматриваются как расходы отчетного периода (например, текущие затраты на обучение, рекламу и т.п.). В зарубежной учетной практике запрещается также признание в качестве нематериальных следующих объектов: деловой репутации (гудвилла); торговых марок; права на публикацию списка клиентов, названий изданий, прочих похожих объектов. Логика МСФО, аналогично логике сторонников статической концепции, и заключается здесь в том, что в качестве нематериальных активов не могут быть признаны затраты на вышеперечисленные объекты, которые неотличимы от затрат на развитие компании в целом.

Экономическая оценка нематериальных активов может проводиться на основе затратного, доходного и сравнительного подхода, которые обычно используемые в оценке других видов активов.

Достоинство доходного подхода в том, что он универсален, теоретически обоснован и позволяет определить стоимость актива, которая должна быть получена в соответствии с целями оценки. В рамках доходного подхода методы капитализации дохода и прямой капитализации направлены на количественное выражение текущей стоимости ожидаемого экономического дохода. При правильном применении оба аналитических метода приводят приблизительно к одинаковому (с учетом округлений) заключению о стоимости одного и того же нематериального актива. Метод капитализации дохода (Yield Capitalization Method – YCM) применительно к оценке нематериальных активов заключается в установление текущей стоимости изменчивого потока прогнозируемого экономического дохода за дискретный промежуток времени.

Определение метода прямой капитализации (Direct Capitalization MethodDCM) применительно к оценке нематериальных активов: капитализация (означающая деление на соответствующую ставку доходности) постоянного или постоянно меняющегося экономического дохода за конкретный период времени. Нематериальный актив может генерировать доход за счет использования нематериального актива; за счет владения нематериальным активом; за счет отказа от использования нематериального актива. То, каким образом оцениваемый нематериальный актив генерирует доход, может повлиять на выбор меры экономического дохода, используемого в анализе. Концепцию генерирования дохода нематериальным активом в результате его использования легко понять. Например, использование лицензии, разрешения или франшизы позволяет осуществлять эксплуатацию действующего предприятия. Предприятие не могло бы производить доход без такого нематериального актива, связанного с контрактами. Использование нематериального актива, связанного с маркетингом, позволяет производителю защищенного товарным знаком изделия продавать больше изделий (или продавать изделие по более высокой цене) по сравнению с владельцем изделия незапатентованной марки. Использование патента позволяет обрабатывающему предприятию обрабатывать сырье быстрее, более эффективно, с меньшими затратами и т.д. по сравнению с обрабатывающим предприятием, не использующим подобный нематериальный актив, связанный с технологией. В каждом из приведенных примеров использование нематериального актива создает ту или иную форму относительного экономического преимущества – относительного по отношению к той же самой деятельности, но без получения выгод, связанных с использованием оцениваемого актива. Именно это конкретное относительное экономическое преимущество генерирует доход от использования нематериального актива.

Сравнительный (рыночный) подход к оценке объектов интеллектуальной собственности предполагает, что ценность объектов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного рынка. Сравнительный подход базируется на ретроинформации (достигнутые в прошлом финансовые результаты) и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты совершения сделок на рынке, в то время как доходный – ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов. Под методами в сравнительном подходе, как правило, подразумеваются методы определения корректирующих коэффициентов (по элементам сравнения). Величины корректировок (корректирующих коэффициентов) цен определяются, как правило, следующими методами: метод попарного сопоставления цен аналогов; метод попарного сопоставления дохода аналогов; метод расчета затрат; экспертный метод выставления корректировок. Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса. Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются наличие активного рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Определение рыночной стоимости объектов интеллектуальной стоимости (нематериальных активов) с использованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемой интеллектуальной собственности. Основным преимуществом сравнительного подхода является его ориентация на рыночные цены аналогичных объектов. Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

Затратный (имущественный) подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа. Сумма затрат на создание нового объекта, аналогичного объекту оценки, включает в себя прямые и косвенные затраты, связанные с созданием интеллектуальной собственности и приведением ее в состояние, пригодное к использованию, а также прибыль инвестора – величину наиболее вероятного вознаграждения за инвестирование капитала в создание интеллектуальной собственности. В затратном подходе к оценке стоимости объектов интеллектуальной стоимости (нематериальных активов) выделяют следующие методы: – метод индексации затрат; – метод расчета затрат.

Вместе с тем, в силу особенностей национальной экономики стандарты рыночной стоимости не всегда применимы к оценке стоимости нематериальных активов. В качестве аргументации данного утверждения мы выдвинем следующее рассуждения. Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции и для основной массы нематериальных возможно определить вероятную цену сделки. В России же рынок таких объектов практически отсутствует, поэтому и оценка в рамках сравнительного подхода не является объективной. Стоимость в рамках затратного подхода базируется на затратах, которые необходимо понести, чтобы воспроизвести объект оценки. Затратный подход имеет один, но очень существенный недостаток. Получаемая этим методом оценка, как правило, не имеет отношения к реальной ценности оцениваемого актива (разумеется, речь идет только о нематериальных активах), т.к. результат творческой (интеллектуальной) деятельности в слишком большой степени именно результат творчества, а не затрат. В этой связи, основным подходом при оценке нематериальных активов в российской действительности должен выступать доходный подход. Методы доходного подхода позволяют учитывать все факторы, связанные с оцениваемым нематериальным активом, включая способность актива генерировать доход, распределение дохода между нематериальным активом и связанными с ним активами, ожидаемый остаточный срок службы нематериального актива и риск, сопряженный с инвестициями в этот актив. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов необходима также и в учетной практике при составлении отчетности по МСФО (IAS, IFRS) и GAAP, внесении таких объектов в уставный капитал предприятия, при заключении лицензионного соглашения на право использования интеллектуальной собственности и т.п.

Список литературы: 1. Белышева И., Козлов Н. Нематериальные активы компании: оценка стоимости// Акционерное общество: вопросы корпоративного общества, 2008- №5. 2. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика / пер. с франц. под ред. Соколова Я.В.-М.: Финансы и статистка, 2000. 3. Соколов Я.В., Патров В.В., Карзаевич Н.Н. Счета бухгалтерского учета: содержание и применение: Справочное пособие.- М.: Финансы и статистка, 2006.

Поступила в редколлегию 26.05.10