УДК 336
Д.И. ГНАТЕНКО, аспирант, НТУ «ХПИ», Харьков,
А.Н. ГАВРИСЬ, канд. экон. наук, профессор, НТУ «ХПИ», Харьков.
РОЛЬ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ
У статті розглядається роль
політики енергоефективності в ринковій економіці. Відповідно до поставленої
мети вирішуються такі завдання: вивчення важливості ціноутворення на енергію;
класифікація політичних стратегій і заходів, націлених на підвищення
енергоефективності; визначення можливості створення біржі з торгівлі квотами на
викиди одиниць скорочення викидів в Україну.
В
статье рассматривается роль политики энергоэффективности
в рыночной экономике. Согласно поставленной цели решаются такие задачи:
изучение важности ценообразование на энергию; классификация политических стратегий и мер, нацеленных на повышение энергоэффективности; определение возможности
создания биржи по торговли квотами на выбросы единиц сокращения выбросов в Украине.
In article the role of a policy energysaving
in market economy is considered. According to an object in view such problems
are solved: studying of importance pricing on energy; classification of
political strategy and the measures aimed at increase energysaving;
definition of possibility of creation of a stock exchange on trade in quotas on
emissions of units of reduction of emissions in
Возрастающее
согласие относительно необходимости уменьшения выбросов СО2,
вызванных человеческой деятельностью, также, как и растущая озабоченность
высокими ценами на топливо способствовали готовности государств и частных
компаний увеличить затраты на повышение энергоэффективности.
Сокращение потребления энергии зачастую ассоциируется с технологическими
изменениями, но не всегда, поскольку оно также может стать результатом лучшей
организации и управления или улучшающимися экономическими условиями в секторе («нетехнические
факторы»). Для экономистов энергоэффективность имеет
более широкое значение: она включает все изменения, которые приводят к
уменьшению количества энергии, потребляемого для выработки одной единицы
экономической деятельности (например, энергия, используемая на единицу ВВП или
на единицу добавленной стоимости). Энергоэффективность
ассоциируется с экономической эффективностью и включает технологические,
поведенческие и экономические изменения.
Предотвращение излишнего потребления
энергии или выбор наиболее эффективного оборудования для сокращения стоимости
энергии поможет сократить индивидуальное потребление энергии. Любое связанное с
затратами решение относительно энергоэффективности,
принимаемое на индивидуальном уровне, основывается в большей или меньшей
степени на компромиссе между инвестициями и будущим уменьшением затрат на
энергию, ожидаемых от повышенной эффективности. Чем выше цена на энергию,
текущая или ожидаемая, тем более привлекательными становятся энергоэффективные решения [1].
В рыночной
экономике, где большинство цен на энергию, для конечных потребителей не
регулируются. Они, как правило, должны достаточно точно отражать затраты на
энергоснабжение. Однако по разным причинам цены отображают только часть общих
затрат на топливо и электроэнергию. Зачастую они не учитываются совсем или
учитываются лишь некоторые экологические затраты и затраты на развитие. В
результате решения, принимаемые конечными потребителями при покупке
оборудования или при осуществлении энергоэффективной
инвестиции (например, переоснащение жилья), зачастую не отображают стремления к
экономической оптимизации, создавая разрыв между реальными достижениями в сфере
энергоэффективности и тем, что можно было бы достичь
с помощью ценовой системы, точно учитывающей все необходимые затраты [2].
Адекватное
ценообразование означает установление цен на энергию для потребителей, которые
отображают затраты на энергоснабжение, т.е. цены на электричество и цены на
нефтепродукты на международных рынках. Хотя большинство лиц,
разрабатывающих долгосрочные энергетические планы на национальном уровне
соглашаются с такими целями, они зачастую сталкиваются с нежеланием и
сопротивлением со стороны тех, кто принимает решение вне энергетического
сектора, кто опасается общественного сопротивления и влияния корректировок цен
на энергию на индекс потребительских цен. Низкая цена на энергию также является
условием доступности для домохозяйств с низким уровнем доходов. Это делает
реальные корректировки цен медленными или невозможными во многих развивающихся
странах и в странах с переходной экономикой, в особенности в секторе бытового
энергопотребления. Адекватное ценообразование является необходимым условием для
стимулирования энергоэффективности. Первым шагом
любой политики энергоэффективности должна быть
корректировка цен на энергию для того, чтоб дать правильные ценовые сигналы
потребителям, поддерживая в то же время стимулы для изменения поведения или для
приобретения энергоэффективного оборудования и
технологий. Страны – производители энергии зачастую поддерживают низкие
внутренние цены, что приводит к повышенному потреблению энергии, о чем
свидетельствует высокая и все возрастающая энергоемкость экономики этих стран.
Сокращение дотаций может сэкономить энергию, которая может быть продана по значительно
более высокой цене на международном рынке и принести выгоду экономикам этих
стран. Многие страны, импортирующие энергию, не входящие в ОЭСР, также защищают
своих потребителей от роста цен на нефть, поддерживая дотационные цены на
некоторые виды топлива, что оказывает негативное влияние на государственный
бюджет, в особенности в последние годы, когда происходило резкое повышение цен
на нефть. Четкие ценовые сигналы сами по себе не являются достаточными для
улучшения эффективности использования энергии. В действительности, необходимы
некоторые условия для устранения обычных барьеров на пути энергоэффективности
и для развития и построения рынка энергоэффективного
оборудования. Поэтому в рыночных экономиках необходимы политические меры для
усиления фактора цены на энергию, во-первых, для того, чтобы создать
соответствующие привлекательные условия на рынках энергоэффективного
оборудования, и, во-вторых, для того, чтобы направить выбор потребителя на
наиболее экономичные решения. Данные проблемы широко освещены в Киотском
протоколе [3].
Задачи
Киотского протокола и недавний рост цен на энергоносители, повысили значимость
политических мер, связанных с энергоэффективностью.
Почти все страны – члены ОЭСР и растущее количество стран, не являющихся
членами ОЭСР, используют новые или обновленные инструменты, адаптированные к
национальным обстоятельствам. Кроме ведущей роли рыночных инструментов
(добровольные соглашения, маркировка, распространение информации и пр.),
регуляторные меры также широко внедряются там, где рынок не дает правильные
сигналы (здания, приборы и пр.). В развивающихся странах и странах с переходной
экономикой энергоэффективность также является важным
вопросом, однако, зачастую с иными движущими силами по сравнению с развитыми
странами. В развивающихся странах необходимость сокращения выбросов парниковых
газов и местное загрязнение не являются первоочередными проблемами: смягчение
финансового бремени импорта нефти, уменьшение требований энергетических
инвестиций и наиболее полное использование существующих мощностей снабжения для
улучшения доступа к энергии являются более важными движущими факторами [4].
Политические
стратегии и меры, нацеленные на повышение энергоэффективности,
можно по нашему мнению объединить в четыре обширные группы:
1)
Регуляторные меры
Эти меры являются инструментами,
созданными правительством, которые регулируют поведение действующих субъектов,
в основном путем требования соблюдения предварительно определенных стандартов
или предписания выполнения определенных действий, таких как отчеты, содержащие
специфическую информацию. Такие меры могут косвенно решить проблему финансовых
барьеров, предоставляя информацию.
2) Меры, основанные на экономических и
налоговых льготах
Данная
категория включает гранты и дотации, которые зачастую применяются в тех
случаях, когда правительства считают, что рынок не предоставит оптимальный
уровень инвестиций в энергоэффективность по причине
ограниченного доступа к капиталу. Налоговые льготы и кредиты также принадлежат
к этой категории и используются подобным образом для поощрения действующих
субъектов к вложению больших инвестиций в энергоэффективность.
Примерами таких мер являются: сокращение налога на доход или других налогов,
уменьшение НДС на инвестиции в новое оборудование; ценообразовательные
меры; гранты и субсидии; льготные кредиты.
3) Добровольные соглашения и партнерства
Данная
категория может включать проекты сотрудничества государственного и частного
секторов, соглашения с частным сектором и льготные ссуды.
Льготные ссуды
в целом предназначены для привлечения клиентов к определенной схеме
финансирования; они часто являются частью проектов сотрудничества
государственного и частного секторов, в которых правительство предоставляет
налоговые льготы банку, который, в свою очередь, предлагает льготную процентную
ставку своим клиентам.
4) Биржевая
торговля
Создание биржи
по торговли квотами на единицы сокращения выбросов (ЕСВ) позволяют государству
с одной стороны привлекать иностранные инвестиции в отрасль ТЭК (Топливно-энегетический Комплекс), а с другой облегчить
реализацию квот на внутреннем рынке. Также частные инвесторы могут покупать
ЕСВ, как долгосрочные вложения.
Данный
инструмент может принести долгосрочную прибыль своим владельцам. Организация же
самой биржи даст дополнительные возможности для привлечение капитала и для отечественных предприятий,
способных улучшить свои показатели по энергоэффективности.
В результате проведенной работы сформулированы
следующий вывод:
Повышение энергоэффективности экономики
возможно только при условии: 1) политических мер направленных на сокращение
энергоемкости производства; 2) стимулирование с помощью фискальных мер,
направленное на экономию энергии; 3) создание биржи для торговли ЕСВ; 4)
возможность включение в тариф на электричество экологической составляющей.
Список
литературы: 1. EcoSecurities «Энергоэффектиность
и торговля квотами»,
Надійшла до редколегії 22.03.11