УДК
368.013
Е.К. ШИШКИНА, канд. ист. наук, ст. преподаватель,
НТУ «ХПИ», Харьков
К.Р. ПЕЛЮХНЯ, студентка,
НТУ «ХПИ», Харьков.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В УКРАИНЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ
ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
В статті показано процес становлення системи страхування в Україні з
моменту проголошення незалежності до сьогоднішнього дня. Проаналізовані
особливості страхування в Україні на сучасному етапі. Досліджено взаємозв’язок
процесу генезису системи страхування України і сьогоднішнього стану
вітчизняного страхування. Розроблено пропозиції щодо подальшого розвитку страхування
в Україні
В статьe показан процесс становления системы страхования в Украине с момента провозглашения независимости до сегодняшнего
дня. Проанализированы особенности
страхования в Украине на современном этапе. Исследована взаимосвязь процесса генезиса системы страхования Украины и сегодняшнего состояния отечественного страхования. Разработаны предложения относительно дальнейшего развития страхования в Украине.
This
thesis presents the process of insurance formation in
Изучение процессов
становления системы страхования в Украине сегодня является актуальной научной и практической проблемой, которая представляет интерес, как для исследователей, так и участников
страхового рынка.
Среди
современных украинских исследователей, которые в своих работах касались
вопросов становления системы страхования, стоит назвать А.Л.Самойловского, О.Й.Жабинец, А.Н.Залётова, Л.В.Андрущенко и др.[1–5]. Ими были выделены
основные этапы становления системы страхования, обозначены особенности формирования страховых институтов, выявлены проблемы современной системы страхования. Однако изучения взаимосвязи процесса становления системы страхования Украины и проблем страховой сферы Украины на современном этапе осуществлено не было.
Целью
данной работы является исследование генезиса системы страхования Украины с момента распада Советского Союза и до сегодняшнего дня для выявления
проблем и перспектив её развития.
С законодательным внедрением в конце 1980–х гг. в Советском Союзе некоторых элементов рыночной экономики начали создаваться первые страховые кооперативы. Появление кооперативов имело большое значение, поскольку дало возможность приобрести первый опыт работы в рыночных
условиях, появились новые виды страхования, которые не использовались ранее в государственном страховании СССР.
В 1990–е гг., когда
Украина стала независимым государством и начала делать первые шаги к перестройке экономики, возникла необходимость в проведении большого количества реформ, в том
числе и в сфере страхования.
Можно
выделить четыре пути создания страховых
компаний в 1990–х гг.:
1) создание крупных страховых организаций союзного значения с широкой сетью филиалов,
которые со временем превратились в самостоятельные юридические лица;
2) создание коммерческих страховых организаций на базе размещенных в Украине учреждений системы бывшего Госстраха СССР и Ингосстраха СССР;
3) создание страховых компаний коммерческими, торговыми, банковскими и другими предпринимательскими
структурами;
4) создание
так называемых кептивных страховщиков при отраслях, сферах
производства [1, с.200–202].
Важным
этапом в становлении системы страхования стало принятие в
Деятельность
страхового рынка в 1993–1996 гг. можно
охарактеризовать: усилением
специализации работы страховщиков; расширением сферы страхования, появлением и развитием новых его видов;
повышением финансовой дисциплины страховщиков благодаря законодательному регулированию страховой деятельности.
С принятием Закона Украины «О страховании» в
Принятие
и реализация положений Закона Украины «О страховании» содействовали формированию системы страхования в Украине и разработке на существующей законодательной основе дельнейшей стратегии её развития.
Первая
стратегия была отражена в долгосрочной целевой программе на 1998–2000 гг.,
принятой Кабинетом Министров в
1) усовершенствование
нормативной базы;
2) повышение платежеспособности страховых организаций;
3) усовершенствование
порядка налогообложения страховой деятельности;
4) требования к созданию и деятельности страховых организаций;
5) развитие инфраструктуры страхового рынка
[8].
В целом Программа была выполнена, хотя отдельные ее пункты
были реализованы не полностью или не реализованы вовсе.
В рамках выполнения
Программы были достигнуты следующие результаты: наладились контакты Украины с международным страховым рынком; были приняты законодательные
акты относительно аудита страховых организаций; началась государственная реорганизация страховых посредников; началась работа по унификации страховых продуктов; были созданы Лига
страховых организаций Украины и Ассоциация актуариев; была налажена система PR, стали выходить
новые периодические издания и проводиться обучение вопросам страхования. К сожалению, не удалось реализовать
мероприятия по развитию системы взаимного страхования и совместного страхования, а также осуществить преобразования в сфере социального страхования (пенсионного, медицинского и др.) Тем не менее,
программа дала возможность
комплексно подойти к дальнейшему
развитию страхового рынка.
2 февраля
·
усилить законодательное поле страхования от
стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, а также страхования экспортно–импортных операций;
·
создать законодательную основу для
размещения временно свободных средств и повышения уставного фонда до 1 млн.
евро (а для страховщиков, которые занимаются страхованием жизни, до 1,5 млн.
евро);
·
усилить государственный надзор за страховой
деятельностью; выполнять оперативный контроль финансовых показателей;
·
осуществлять разъяснительную работу с целью
внедрения страхования среди населения и юридических лиц; определить задачи в
сфере подготовки кадров и развития научно–исследовательской базы [9].
Программа
сыграла важную роль в процессе становления страховой системы, однако в Украине осталась не решенной масса проблем.
Неуравновешенная
ситуация в сфере страхования в современной Украине объясняется рядом причин,
среди которых стоит выделить следующие:
·
низкий уровень развития страховой
деятельности;
·
низкая финансовая ёмкость страхового
рынка;
·
недоверие населения к страховым компаниям
Украины;
·
недостаточная информированность о развитии
страхового рынка и имеющихся страховых продуктах, низкий уровень маркетинга и
рекламы;
·
низкая эффективность государственного
регулирования страховой деятельности;
·
недостаточная согласованность действий
государственных органов, которые занимаются вопросами страхования;
несовершенство нормативно–правовой базы;
·
нарушения действующего законодательства;
·
недостаточный объем полномочий
государственных органов относительно применения санкций и привлечения к
ответственности юридических и физических лиц за нарушение страхового
законодательства;
·
низкая платежеспособность потенциальных
покупателей страховых продуктов;
·
отсутствие качественной системы учета,
отчетности и надзора за деятельностью страховых организаций;
·
чрезмерное количество видов обязательного
страхования; отраслевой монополизм; недостаточный уровень квалификации кадров;
отсутствие средне– и долгосрочного планирования [2, с.
12; 3, c. 7–8; 5, с. 18–19].
С целью преодоления существующих проблем следует предложить следующую программу преобразований.
1. Ввести смешанное
финансирование органа государственного
надзора за страховой деятельностью (из государственного бюджета и из поступлений от страховых компаний);
2. Усовершенствовать
государственную страховую политику в сфере страхования по таким основными направлениями:
1) адаптация отечественного страхового законодательства
к европейским и мировым
стандартам;
2) упорядочение
видов обязательного страхования и контроль их проведения;
3) осуществление радикальных изменений в системе подготовки и обеспечения кадрами страхового рынка
Украины;
4) борьба со страховым мошенничеством.
3. Реформировать страхование с целью интеграции страхового рынка Украины в европейский и мировой рынки страховых
услуг, для этого:
1) ввести льготное
налогообложение доходов физических лиц при условии заключения ими договоров долгосрочного
страхования жизни;
2) создать институт страхового "омбудсмена" (специализированного органа для защиты
прав потребителей страховых
услуг);
3) ввести обязательную
сертификацию и регистрацию страховых агентов, особенно физических лиц;
4) создать Фонд защиты страхователей на случай
банкротств страховых компаний;
5) ввести регулирование
и надзор за перестраховой деятельностью;
6) использовать в страховом деле элементы унификации и стандартизации, прежде всего, для разработки типичных Правил страхования.
4. Усовершенствовать
налоговую политику в сфере страховой деятельности, для чего перейти от
налогообложения валовых премий к налогообложению прибыли страховых компаний.
5. Осуществлять постоянное регулирование деятельности страховых предприятий, в частности, регулирование собственных, страховых резервов и платежеспособности страховых предприятий, размеров страховых тарифов и операций по перестрахованию.
6. Усовершенствовать
систему предотвращения отмывания
грязных денег на рынке страхования, для чего создать централизованное
периодическое обобщение информации о способах отмывания денег на страховом рынке и доведение её до ответственных работников финансового мониторинга компаний и банков, а также страховых посредников.
7. Усовершенствовать
правила и механизмы функционирования
и развития страхового рынка,
для чего обеспечить максимальную защиту страховых резервов путем внедрения специальных государственных инвестиционных программ и устранить административные барьеры для расширения числа предлагаемых страховых услуг [3,
c. 9; 4, с. 19; 5, с. 17–18].
Подводя
общие итоги, следует отметить, что за последние 20 лет в Украине была проделана
серьезная работа по преобразованию советской системы страхования в качественно новую систему, адекватную условиям рыночной экономики. И хотя в этом направлении
были достигнуты значительные успехи, процесс формирования страховой системы, на наш взгляд, все ещё не завершен, в Украине остается не решенной масса вопросов, среди экспертов и представителей власти активно ведутся дискуссии относительно процессов дальнейшего реформирования.
Список
литературы: 1. Андрущенко Л.В. Страхування в Україні:
від зародження до сьогодення / Л.В. Андрущенко // Південноукраїнський правничий часопис.
– 2007. – № 2. – С.200–202 ; 2. Самойловський А.Л. Державне регулювання страхової діяльності
в Україні : Автореф. дис... канд. екон.
наук : 08.02.03 / А.Л. Самойловський; Наук.–дослід. екон.
ін–т М–ва економіки. – К., 2000. – 17 с ; 3. Залєтов О.М. Державне регулювання ринку страхування життя в Україні :
автореф. дис... канд. екон.
наук : 08.00.08 / О.М. Залєтов; Держ. вищ. навч. закл.
"Київ. нац. екон. ун–т ім. В.Гетьмана". –
К., 2007. – 20 с. ; 4. Жабинець О.Й. Державне регулювання страхової
діяльності в Україні : Автореф. дис... канд. екон. наук : 08.02.03 / О.Й. Жабинець ; Львів. нац. ун–т ім. І.Франка. – Л., 2006. –
20 с. ; 5. Андрущенко Л.В. Державно–правове регулювання страхування у сфері
зовнішньоекономічної діяльності: автореф. дис...
канд. юрид. наук : 12.00.07 / Л.В. Андрущенко; Київ. нац. ун–т внутр. справ. – К., 2008. –
20 с. ; 6. Про страхування:
Декрет Кабінету Міністрів України №47–93 від 11 квітня 1996 р. // Урядовий
кур'єр. – 1993 – 27 травня ; 7. Про
страхування : Закон України № 85/96–вр від 7 березня 1996 р. // Відомості
Верховної Ради України – 1996. – № 18. – Ст. 79 ; 8. Про затвердження Програми розвитку вітчизняного страхового ринку
на 1998–2000 роки : Постанова Кабінету Міністрів України № 1428 від 14 вересня
1998 р. [Електронний документ] – Режим доступу до Програми: http://zakon.rada.gov.ua/cgi–bin/laws/main.cgi?nreg=1428–98–%EF ; 9. Про затвердження Програми розвитку страхового ринку України на
2001 –2004 роки : Постанова Кабінету Міністрів України №98 від 2 лютого 2001 р.
[Електронний документ] – Режим доступу до Програми: http://zakon.rada.gov.ua/cgi–bin/laws/main.cgi?nreg=98–2001–%EF
Поступила в редколлегию 23.03.2011