УДК 368.013

Е.К. ШИШКИНА, канд. ист. наук, ст. преподаватель, НТУ «ХПИ», Харьков

К.Р. ПЕЛЮХНЯ, студентка, НТУ «ХПИ», Харьков.

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В УКРАИНЕ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

В статті показано процес становлення системи страхування в Україні з моменту проголошення незалежності до сьогоднішнього дня. Проаналізовані особливості страхування в Україні на сучасному етапі. Досліджено взаємозв’язок процесу генезису системи страхування України і сьогоднішнього стану вітчизняного страхування. Розроблено пропозиції щодо подальшого розвитку страхування в Україні

В статьe показан процесс становления системы страхования в Украине с момента провозглашения независимости до сегодняшнего дня. Проанализированы особенности страхования в Украине на современном этапе. Исследована взаимосвязь процесса генезиса системы страхования Украины и сегодняшнего состояния отечественного страхования. Разработаны предложения относительно дальнейшего развития страхования в Украине.

This thesis presents the process of insurance formation in Ukraine, starting with declaration of independence till nowadays. Special features of Ukrainian insurance in modern period are analyzed. Interdependence of Ukrainian insurance system genesis and modern situation in the sphere of domestic insurance is studied. Propositions on Ukrainian insurance system development are made.

Изучение процессов становления системы страхования в Украине сегодня является актуальной научной и практической проблемой, которая представляет интерес, как для исследователей, так и участников страхового рынка.

Среди современных украинских исследователей, которые в своих работах касались вопросов становления системы страхования, стоит назвать А.Л.Самойловского, О.Й.Жабинец, А.Н.Залётова, Л.В.Андрущенко и др.[1–5]. Ими были выделены основные этапы становления системы страхования, обозначены особенности формирования страховых институтов, выявлены проблемы современной системы страхования. Однако изучения взаимосвязи процесса становления системы страхования Украины и проблем страховой сферы Украины на современном этапе осуществлено не было.

Целью данной работы является исследование генезиса системы страхования Украины с момента распада Советского Союза и до сегодняшнего дня для выявления проблем и перспектив её развития.

С законодательным внедрением в конце 1980–х гг. в Советском Союзе некоторых элементов рыночной экономики начали создаваться первые страховые кооперативы. Появление кооперативов имело большое значение, поскольку дало возможность приобрести первый опыт работы в рыночных условиях, появились новые виды страхования, которые не использовались ранее в государственном страховании СССР.

В 1990–е гг., когда Украина стала независимым государством и начала делать первые шаги к перестройке экономики, возникла необходимость в проведении большого количества реформ, в том числе и в сфере страхования.

Можно выделить четыре пути создания страховых компаний в 1990–х гг.:

1) создание крупных страховых организаций союзного значения с широкой сетью филиалов, которые со временем превратились в самостоятельные юридические лица;

2) создание коммерческих страховых организаций на базе размещенных в Украине учреждений системы бывшего Госстраха СССР и Ингосстраха СССР;

3) создание страховых компаний коммерческими, торговыми, банковскими и другими предпринимательскими структурами;

4) создание так называемых кептивных страховщиков при отраслях, сферах производства [1, с.200–202].

Важным этапом в становлении системы страхования стало принятие в 1993 г. Декрета Кабинета Министров Украины «О страховании», создание Комитета по делам надзора за страховой деятельностью, а также введение единого государственного реестра страховых компаний и выдачи лицензий [6].

Деятельность страхового рынка в 1993–1996 гг. можно охарактеризовать: усилением специализации работы страховщиковрасширением сферы страхования, появлением и развитием новых его видов; повышением финансовой дисциплины страховщиков благодаря законодательному регулированию страховой деятельности.

С принятием Закона Украины «О страховании» в 1996 г. в Украине было осуществлено дальнейшее преобразование системы страхования. Были увеличены требования к платежеспособности страховщиков, усовершенствован механизм контроля за их финансовым состоянием и введена специальная методика расчета платежеспособности страховщиков; увеличены размеры уставного фонда страховых компаний до 100 000 евро (а для страховщиков с иностранным капиталом – до 500 000 евро); установлен порядок расчета резервовопределены виды обязательного страхования; осуществлено разделение страховых компаний на те, которые осуществляют страхование жизни, и те, которые специализируются на других видах страхования; подняты требования к квалификации специалистов; даны определения многим страховым понятиям; конкретизированы требования к договорам и правилам страхования; реформирована система лицензирования; разработана и утверждена специализированная бухгалтерская отчетность [7].

Принятие и реализация положений Закона Украины «О страховании» содействовали формированию системы страхования в Украине и разработке на существующей законодательной основе дельнейшей стратегии её развития.

Первая стратегия была отражена в долгосрочной целевой программе на 1998–2000 гг., принятой Кабинетом Министров в 1998 г. Программа состояла из таких главных разделов:

1) усовершенствование нормативной базы;

2) повышение платежеспособности страховых организаций;

3) усовершенствование порядка налогообложения страховой деятельности;

4) требования к созданию и деятельности страховых организаций;

5) развитие инфраструктуры страхового рынка [8].

В целом Программа была выполнена, хотя отдельные ее пункты были реализованы не полностью или не реализованы вовсе.

В рамках выполнения Программы были достигнуты следующие результаты: наладились контакты Украины с международным страховым рынкомбыли приняты законодательные акты относительно аудита страховых организацийначалась государственная реорганизация страховых посредников; началась работа по унификации страховых продуктов; были созданы Лига страховых организаций Украины и Ассоциация актуариевбыла налажена система PR, стали выходить новые периодические издания и проводиться обучение вопросам страхования. К сожалению, не удалось реализовать мероприятия по развитию системы взаимного страхования и совместного страхования, а также осуществить преобразования в сфере социального страхования (пенсионного, медицинского и др.) Тем не менее, программа дала возможность комплексно подойти к дальнейшему развитию страхового рынка.

2 февраля 2001 г. Кабинетом Министров была утверждена Программа развития страхового рынка Украины на 2001–2004 гг. Новая Программа, как и предыдущая, предусматривала, что будет принят целый ряд законодательных и нормативных актов. Программой было намечено:

·     усилить законодательное поле страхования от стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, а также страхования экспортно–импортных операций;

·     создать законодательную основу для размещения временно свободных средств и повышения уставного фонда до 1 млн. евро (а для страховщиков, которые занимаются страхованием жизни, до 1,5 млн. евро);

·     усилить государственный надзор за страховой деятельностью; выполнять оперативный контроль финансовых показателей;

·     осуществлять разъяснительную работу с целью внедрения страхования среди населения и юридических лиц; определить задачи в сфере подготовки кадров и развития научно–исследовательской базы [9].

Программа сыграла важную роль в процессе становления страховой системы, однако в Украине осталась не решенной масса проблем.

Неуравновешенная ситуация в сфере страхования в современной Украине объясняется рядом причин, среди которых стоит выделить следующие:

·     низкий уровень развития страховой деятельности;

·     низкая финансовая ёмкость страхового рынка; 

·     недоверие населения к страховым компаниям Украины; 

·     недостаточная информированность о развитии страхового рынка и имеющихся страховых продуктах, низкий уровень маркетинга и рекламы; 

·     низкая эффективность государственного регулирования страховой деятельности; 

·     недостаточная согласованность действий государственных органов, которые занимаются вопросами страхования; несовершенство нормативно–правовой базы;

·     нарушения действующего законодательства;

·     недостаточный объем полномочий государственных органов относительно применения санкций и привлечения к ответственности юридических и физических лиц за нарушение страхового законодательства;

·     низкая платежеспособность потенциальных покупателей страховых продуктов;

·     отсутствие качественной системы учета, отчетности и надзора за деятельностью страховых организаций;

·     чрезмерное количество видов обязательного страхования; отраслевой монополизм; недостаточный уровень квалификации кадров; отсутствие средне– и долгосрочного планирования [2, с. 12; 3, c. 7–8; 5, с. 18–19].

С целью преодоления существующих проблем следует предложить следующую программу преобразований.

1. Ввести смешанное финансирование органа государственного надзора за страховой деятельностью (из государственного бюджета и из поступлений от страховых компаний);

2. Усовершенствовать государственную страховую политику в сфере страхования по таким основными направлениями:

1) адаптация отечественного страхового законодательства к европейским и мировым стандартам;

2) упорядочение видов обязательного страхования и контроль их проведения;

3) осуществление радикальных изменений в системе подготовки и обеспечения кадрами страхового рынка Украины;

4) борьба со страховым мошенничеством.

3. Реформировать страхование с целью интеграции страхового рынка Украины в европейский и мировой рынки страховых услуг, для этого:

1) ввести льготное налогообложение доходов физических лиц при условии заключения ими договоров долгосрочного страхования жизни;

2) создать институт страхового "омбудсмена" (специализированного органа для защиты прав потребителей страховых услуг);

3) ввести обязательную сертификацию и регистрацию страховых агентов, особенно физических лиц;

4) создать Фонд защиты страхователей на случай банкротств страховых компаний;

5) ввести регулирование и надзор за перестраховой деятельностью;

6) использовать в страховом деле элементы унификации и стандартизации, прежде всего, для разработки типичных Правил страхования.

4. Усовершенствовать налоговую политику в сфере страховой деятельности, для чего перейти от налогообложения валовых премий к налогообложению прибыли страховых компаний.

5. Осуществлять постоянное регулирование деятельности страховых предприятий, в частности, регулирование собственных, страховых резервов и платежеспособности страховых предприятий, размеров страховых тарифов и операций по перестрахованию.

6. Усовершенствовать систему предотвращения отмывания грязных денег на рынке страхования, для чего создать централизованное периодическое обобщение информации о способах отмывания денег на страховом рынке и доведение её до ответственных работников финансового мониторинга компаний и банков, а также страховых посредников.

7. Усовершенствовать правила и механизмы функционирования и развития страхового рынка, для чего обеспечить максимальную защиту страховых резервов путем внедрения специальных государственных инвестиционных программ и устранить административные барьеры для расширения числа предлагаемых страховых услуг [3, c. 9; 4, с. 19; 5, с. 17–18].

Подводя общие итоги, следует отметить, что за последние 20 лет в Украине была проделана серьезная работа по преобразованию советской системы страхования в качественно новую систему, адекватную условиям рыночной экономики. И хотя в этом направлении были достигнуты значительные успехи, процесс формирования страховой системы, на наш взгляд, все ещё не завершен, в Украине остается не решенной масса вопросов, среди экспертов и представителей власти активно ведутся дискуссии относительно процессов дальнейшего реформирования.

Список литературы: 1. Андрущенко Л.В. Страхування в Україні: від зародження до сьогодення / Л.В. Андрущенко // Південноукраїнський правничий часопис. – 2007. – № 2. – С.200–202 ; 2. Самойловський А.Л. Державне регулювання страхової діяльності в Україні : Автореф. дис... канд. екон. наук : 08.02.03 / А.Л. Самойловський; Наук.–дослід. екон. ін–т М–ва економіки. – К., 2000. – 17 с ; 3. Залєтов О.М. Державне регулювання ринку страхування життя в Україні : автореф. дис... канд. екон. наук : 08.00.08 / О.М. Залєтов; Держ. вищ. навч. закл. "Київ. нац. екон. ун–т ім. В.Гетьмана". – К., 2007. – 20 с. ; 4. Жабинець О.Й. Державне регулювання страхової діяльності в Україні : Автореф. дис... канд. екон. наук : 08.02.03 / О.Й. Жабинець ; Львів. нац. ун–т ім. І.Франка. – Л., 2006. – 20 с. ; 5. Андрущенко Л.В. Державно–правове регулювання страхування у сфері зовнішньоекономічної діяльності: автореф. дис... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Л.В. Андрущенко; Київ. нац. ун–т внутр. справ. – К., 2008. – 20 с. ; 6. Про страхування: Декрет Кабінету Міністрів України №47–93 від 11 квітня 1996 р. // Урядовий кур'єр. – 1993 – 27 травня ; 7. Про страхування : Закон України № 85/96–вр від 7 березня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України – 1996. – № 18. – Ст. 79 ; 8. Про затвердження Програми розвитку вітчизняного страхового ринку на 1998–2000 роки : Постанова Кабінету Міністрів України № 1428 від 14 вересня 1998 р. [Електронний документ] – Режим доступу до Програми: http://zakon.rada.gov.ua/cgi–bin/laws/main.cgi?nreg=1428–98–%EF ; 9. Про затвердження Програми розвитку страхового ринку України на 2001 –2004 роки : Постанова Кабінету Міністрів України №98 від 2 лютого 2001 р. [Електронний документ] – Режим доступу до Програми: http://zakon.rada.gov.ua/cgi–bin/laws/main.cgi?nreg=98–2001–%EF

Поступила в редколлегию 23.03.2011