УДК
658.588.2
В.В. МИЩЕНКО, аспирант, НТУ «ХПИ»,
Харьков
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Викладені поняття конкурентоспроможності продукції й
інтегральний показник її оцінки, який враховує виробничі й експлуатаційні
показники.
Изложены понятие
конкурентоспособности продукции и интегральный показатель ее оценки, который
учитывает производственные и эксплуатационные показатели.
The
concept of competitiveness of production and integrated indicator of its
estimation which considers industrial and operational indicators are stated
Постановка
проблемы. Оценка конкурентоспособности машиностроительной продукции
в условиях турбулентности внешней среды принадлежит к важным экономическим
проблемам каждого предприятия этой отрасли. Продукция таких предприятий
является сложной, материало- и наукоемкой. Ее реализация требует учета
соотношения между полезным эффектом у потребителя и затратами у производителя,
что обусловливает необходимость применения соответствующих методических
разработок. Проблеме оценки конкурентоспособности машин и
оборудования (далее – машин) производственного назначения посвящены работы А.
В. Гличева, М. Портера, Ж.-Ж. Ламбена, Р.А. Фатхутдинова, А. П. Градова, Г.А.
Краюхина, П. П.А. Орлова, Х. А. Фасхиева, А. Н. Литвиненко, М. А. Татьянченко,
И. Петровича, А. Катаева [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] и многих других ученых.
Но некоторые аспекты проблемы остаются недостаточно разработанными. Допускается
смешение понятий «качество» и «конкурентоспособность» продукции. Нет общепринятого определения
термина «конкурентоспособность продукции». Существуют разные точки зрения в отношении
учета отдельных производственных и эксплуатационных факторов при количественной
оценке конкурентоспособности продукции.
Целью исследования является
уточнение понятийного аппарата конкурентоспособности продукции и описание
методики оценки интегрального показателя качества машин, как компонента их
конкурентоспособности.
Изложение основного материала. Прежде всего, необходимо
определиться с понятием конкурентоспособности машины. В опубликованных ранее
статьях автор придерживается точки зрения, что конкурентоспособность машины –
это интегральная характеристика, учитывающая ее качество, цену, эффективность
маркетингового сопровождения, влияние факторов внешней среды, имидж
производителя, прибыльность ее реализации на конкурентном рынке в определенное
время. Эта категория применима к определенному рынку и моменту времени. Машина,
которая отвечает требованиям по безопасности для здоровья, жизни, имущества
потребителей и окружающей природной среды, а также пользуется спросом на
определённом конкурентном рынке в данный момент времени и реализуется с
прибылью, является конкурентоспособной. Машину, не отвечающую требованиям по
безопасности, во всех случаях следует считать неконкурентоспособной. К неконкурентоспособной относится также и продукция, отвечающая
требованиям по безопасности и пользующаяся спросом, но реализуемая с убытком.
Исключение составляют только ситуации, когда для быстрого и масштабного
проникновения на новый рынок производитель сознательно временно занижает цены
на свою продукцию.
К наиболее распространенным методам оценки конкурентоспособности относятся:
метод удельной цены; метод доли рынка; экспертный метод; «метод радара или
паука»; метод, основанный на интегральном экономическом показателе качества
машин; метод, основанный на интегральном показателе качества машин с учетом
качества сервисного и послепродажного обслуживания, а также имиджа
производителя.
Анализ этой методической базы позволил автору прийти к заключению, что наиболее
обоснованным, является метод, основанный на интегральном экономическом
показателе качества машин () с учетом качества сервисного и послепродажного
обслуживания, а также имиджа производителя. В соответствии с
ним на первом этапе на основе сравнения данной машины с
каждой из конкурирующих оценивается уровень её качества, т.е. экономическая
составляющая конкурентоспособности, хотя подход к определению у разных авторов
отличается. Затем определяется конкурентоспособность с учетом сравнительной
оценки качества сервисного и послепродажного обслуживания и других факторов,
например [4, 8]. Наибольшие разногласия до сих пор существуют в подходах к
оценке интегрального экономического показателя качества машин.
Интегральный экономический показатель
качества машин впервые был предложен профессором Гличевым А. В.[1].
Рекомендуется рассчитывать такой показатель по формуле:
,
(1)
где
ЭТ – полезный эффект от эксплуатации машины за срок ее службы;
Ц – затраты на приобретение машины;
ЗТ – затраты на содержание, эксплуатацию,
техническое обслуживание и ремонт (без учета амортизации на реновацию) за
нормативный срок службы машины, приведенные к моменту ее приобретения.
Полезный эффект от
эксплуатации машины за срок ее службы может быть выражен в наработке или
прибыли, полученной с помощью машины. Но чаще всего его измеряют наработкой.
Так, наработку трактора сельскохозяйственного назначения можно представить в
гектарах условной пахоты или в машино-часах.
Методы, основанные на
использовании интегрального экономического показателя качества машин, получили
достаточно широкое распространение. На их основе в бывшем СССР были разработаны
отраслевые методики в электротехнической промышленности. Достоинством метода является
то, что его можно применить как на стадии эксплуатации машин, так и на стадии
ее проектирования. Для оценки конкурентоспособности в соответствии с этой
методикой рассчитываются величины интегральных экономических показателей
качества для сравниваемых машин К инт1, Кинт2.
Машина 1 считается конкурентоспособнее машины 2, если коэффициент ее
конкурентоспособности Iк1 больше единицы.
Iк1 = Кинт1 / Кинт2 . (2)
Недостатки анализируемого
подхода заключаются в том, что расчеты интегральных экономических показателей
качества производились не за экономически рациональные сроки службы машин до списания
(То), а за нормативные, т.е. принятые для обоснования норм
амортизации на реновацию. Не учитывалось и то обстоятельство, что экономически
рациональные сроки службы у сравниваемых машин могут оказаться различными. Отсутствует
также необходимость учета сопутствующих экономических, социальных и экологических
результатов в стоимостном выражении. Кроме того, при оценке конкурентоспособности
только на основе Кинт смешивались понятия качества и
конкурентоспособности. По сути, оценивалось преимущество одной машины перед
другой по качеству, а не по конкурентоспособности. Наконец, интегральный экономический
показатель качества не учитывает такие факторы, как качество сервисного и
послепродажного обслуживания машин, имидж производителя.
Для
повышения точности оценки предлагается показатели обеих машин рассчитывать за
один и тот же период, равный То менее
долговечной машины. При этом из цены потребления более долговечной машины
следует вычесть ее остаточную стоимость к моменту исчерпания
То менее долговечной машины.
С точки зрения эксплуатации
в анализируемой методике не учитывается то обстоятельство, что машины могут
отличаться по качеству производимой продукции. Например, сельскохозяйственные
машины отличаются качеством выполняемых работ, величиной потерь убираемого
урожая и т. д. Поэтому при оценке конкурентоспособности машин для уборки урожая
предлагается из затрат на содержание и эксплуатацию машины с меньшими потерями
вычесть, как сопутствующий экономический результат, выручку от реализации
дополнительно собираемой за год продукции по сравнению с конкурирующей машиной
(за вычетом затрат на ее сбыт и НДС).
С учетом данных
обстоятельств формула для расчета для случая,
когда ЭТ выражен в наработке машины, будет иметь вид:
, (3)
где: Зt – затраты на содержание, эксплуатацию, техническое
обслуживание и ремонты (без амортизации на реновацию) в году t;
Цп – цена приобретения машины;
То – экономически
рациональный срок службы машины до списания;
Сot –
стоимостная оценка сопутствующих экономических, социальных и экологических
полезных результатов от эксплуатации машины в году t;
Е – годовая норма
(коэффициент) дисконтирования.
В случае,
когда ЭТ выражен в прибыли от использования машины, Сot следует учесть при расчёте величины ЭТ.
Вывод. Рассмотренный методический подход к оценке интегрального экономического
показателя качества машины производственного назначения, как основы для определения
её конкурентоспособности, может применяться как на стадии проектирования машины,
так и на стадии серийного производства.
Список
литературы: 1. Гличев
А.В. Основы управления качеством. – М.: Издательство АМИ, 1998. – 478 с. 2. Фатхутдинов Р А. Стратегический маркетинг. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с. 3. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент,
ориентированный на рынок / Пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. – СПб.: Питер,
2004. – 800 с. 4..Петрович И., Катаев А. Определение конкурентоспособности товаров
производственного назначения в системе маркетинга // Экономика Украины. – 1997.
– №10. – С. 30-37. 5. Краюхин Г.А.,
Турковская Н.В.
Инвестиционные стратегии развития промышленных предприятий и методы их
финансирования. – СПб. СПбГИЭУ,– 2006. 6. Литвиненко
А.Н. Вопросы изучения
экономических аспектов конкурентоспособности товара / А.Н. Литвиненко, М.А. Татьянченко
// Приложение к БИКИ. – 1984. – №12. 7.
Фасхиев Х. Оценка конкурентоспособности
новой техники // маркетинг. – 1998. – № 6. – С. 25-35. 8. Орлов П.А. Обоснование цен на машины производственного назначения на основе учета
их эффективности. Научное издание / П.А. Орлов,
Н.И. Алдохина. – Харьков: Изд. ХНЭУ, 2004. – 212 с. 9. Rose
U., Pheks E. Cost of Ownership Application to Airplane Design. Reliability
and Maintainability Symposium. – N.Y., 1989. – P. 47.
Надійшла до редколегії 25.03.11