УДК 658 (477):339.166.5
А.В. СЕРИКОВА, аспирант,
НТУ „ХПИ”, Харьков
МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ОПОСРЕДОВАННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ВНЕДРЕНИЕ
НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Рассматривается
необходимость учета нематериальных активов предприятий. Предлагается рассмотреть
мотивацию, как управленческую категорию, в разрезе управления нематериальными активами.
Розглянуто
необхідність обліку нематеріальних активів на підприємствах. Доноситься рівень
впливу активів на роботу підприємств. Пропонується розглянути мотивацію, як
управлінську категорію, в розрізі управління нематеріальними активами.
This
articles consider questions about necessity of account of intangible
assets is considered on enterprises. The level of influence of assets is
reported to work of enterprises. This article examined motivation outside management intangible assets.
Вступление. В настоящее
время большое внимание уделяется присутствию нематериальных активов на
предприятиях разной формы собственности. Это можно обосновать тем, что их
присутствие на предприятиях обеспечивает определенную свободу и дает достаточно
осязаемую, в отличии от самих себя, выгоду и прибыль.
Раскрывает новые горизонты и приводит к новым возможностям.
Постановка проблемы. Проблема в
основном заключается в том, что не все знают о них, их важности, о том как ими
манипулировать в жестких быстроизменяющихся условиях рыночной экономики.
Целью статьи является
раскрытие управления нематериальными активами с позиции мотивации предприятий.
Изложение основного материала. Продвинутые предприятия широко
пользуются лицензиями, патентами, рациональными предложениями, вводят ноу-хау,
вкладывают средства в «имя», в общем, достаточно плотно сотрудничают с
научно-техническими «достижениями» современного мира с использованием
небезызвестных информационных технологий. Возникает небезосновательный вопрос:
почему же не все используют возможность, которую предоставляют нематериальные
активы?
По
опыту наших предприятий получается следующее:
–
некоторые просто не располагают достаточным количеством средств необходимых для
подобных манипуляций со своим предприятием;
–
некоторые довольствуются собственными достижениями, которыми пользовались десятилетиями и использование чего-то нового просто не подлежит
уже устоявшемуся порядку вещей;
–
кто-то берет пример с лидирующей перед ними организации и перекладывает
(проецируя) на себя ведет такую политику, просто перенимая чужое;
–
есть и такие, которых просто пугает новое.
Из
вышеизложенного следует, что:
1. Не
хватает полной и развернутой информации о нематериальных активах в целом, и о
практике их использования и внедрения вчастности.
2.
Нет необходимой мотивации.
3.
Нет четко расписанного способа «правильного» использования, манипулирования,
инструкции по эксплуатации подобного рода активов (ни в методах оценки, ни в
отображении в счетах, ни в управлении нематериальными активами…) и т.п.
Для
решения подобного рода проблемы предлагалось огромное количество вариантов, все
из которых по мере использования дают определенные плоды,
но не все универсальны. Нет единой матрицы, применив которую можно решить все
проблемы в одночасье. Это в свою очередь дает толчок, повод умам
научно-технической современности ко все новым трудам,
публикациям и гипотезам в решении созревшей проблемы. Подходящее решение не так
просто отыскать.
По
нашему мнению, концентрации внимания заслуживает известная в кругах менеджмента
и крайне необходимая в сфере управления организацией и персоналом – мотивация.
Как
ни странно мотивация приводит к принятию кардинальных решений, в той сфере, к
которой она применима.
Напомним,
что мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые
побуждают к деятельности, задают границы и формы деятельности и направляют эту
деятельность на достижение определенных целей. В менеджменте это
психологическое явление используют для определения рычагов влияния на поведение
работников.
Не
следует напоминать, что любая организация, предприятие, фирма состоит из людей,
которым присущи материальные и моральные сферы жизнедеятельности.
Мотивация является разновидностью управленческой
деятельности. Мотив, в общем является субъективным
явлением, осознанием поступков, которые в конечном счете приведет к постановке
цели, которая подталкивает к действиям.
И
так как мотивация базируется на известных двух необходимых категориях, это необходимость
и вознаграждение, само по себе вытекает следующее.
На
новом поприще, на котором обосновалась Украина, находится большое количество
возможностей. Границы открыты, промышленность необходимо «поднимать» и
модифицировать, присутствие инвесторов дает возможность замахнуться на
большее…Т.е. дело за «малым», необходимо рационально разобраться с внутренней
составляющей вопроса, с людьми. Информация в неограниченных количествах
курсирует из всевозможных источников, следовательно, почерпнуть ее не проблема,
главное показать что ищем. В данный момент обсуждается проблема использования
нематериальных активов на наших предприятиях, обговариваются проблемы Украины.
За
последнее время многие предприятия успешно переучили, перенаправили, изменили
способ мышления, стараясь отойти от давно привычных советских догм к современному, креативному,
специфическому. Это положительно сказывается на работе их предприятий. Но ввиду
отсутствия необходимого мотива многие останавливаются на достигнутом,
а иные вообще не применяют современные технологии, что соответственно
сказывается на их продуктивности и эффективности функционирования. Как же
мотивировать предприятия на использование нематериальных активов в своей
работе. Необходимо понимать, что на них работают люди, все надо начинать с
этого. Правильно поставленная задача, понимание цели, миссии дает
необходимые плоды. Итак, необходимо разъяснять все о
нематериальных активах в первую очередь людям (тем которые работали в этой
сфере или не имеют представления о ней); показать возможности (на примерах
существующих предприятий у нас и за рубежом); показать преимущества, выгоду их
использования; исчислить в денежном эквиваленте, что более доступно донесет
эффективность активного использования нематериальных активов в данный момент в
сознание людей. А если рассмотреть мотивацию на уровне предприятий: при
наличии разработок в виде патентов и лицензий на них получаешь готовое решение
проблемы без трат на разработку; экономия времени и средств; освоение и завоевание
рынков; выход на кардинально новый уровень функционирования; инициация идей на
основе существующих, приобретенных, с возможностью использования в дальнейшем.
Всего
10 % предприятий использует патентное право для охраны объектов промышленной
собственности, охраняется всего 1-2 % изобретений, полезных моделей и т.п.
Предприятия не ставят управление нематериальными активами на передний план. Из
чего вытекает несколько халатное отношение в методах использования
интеллектуальной собственности, рациональных эффективных решений в целом.
Значение
этих активов очень важно для науки. Четкое и правильное управление
нематериальными активами и их оценка резко увеличит количество ресурсов для
функционирования инновационных проектов, стоимость собственного капитала научно-технических
организаций, общую стоимость их имущества.
Существует
много мнений по поводу вопроса о государственной поддержке инновационной
деятельности. Есть много противостоящих во взглядах сторон. Одни категорически
против, другие так же категоричны в позиции – за. На протяжении многих лет
экономика выводится на инновационный путь. В некотором
успешно: административные реформы, государственные структуры, указы,
постановления, решения конференций и т.п. А вот научные разработки, изобретения
украинских авторов с их дальнейшим заграничным патентованием, реализованные
инновационные проекты, выпуск отечественной инновационной продукции, продажа
лицензий за границу ничем хорошим не сулит.
Вышеизложенный
вопрос мотивации имеет силу только при «благоприятной почве», иначе –
инновационный тупик. В противном случае бизнес, предприятия, организации не в
состоянии самостоятельно финансировать необходимые научные и научно-технические
разработки по причине элементарного отсутствия средств и желания.
Государственная инновационная политика проявляется в хаотичности действий и
непоследовательности.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Вцелом ясно, что
управление нематериальными активами является важной составляющей
функционирования предприятия в условиях нынешней, окружающей его рыночной
среды. Понимание этого факта необходимо по многим значимым причинам, как на
государственном, так и на внутрифирменном уровне. Главной ячейкой в цепи
внедрения и улучшения качества управления нематериальными активами являются работники
организаций, нуждающихся в углублении знаний в данной отрасли. Следствием этого
немаловажной проблемой является мотивация данных работников, что повлечет за
собой позитивный коммерческий эффект как для самой фирмы, так и для механизма
функционирования инновационной составляющей во всем государстве.
Список литературы: 1. Майкл Л. Джордж, Джеймс Воркс, Кимберли Вотсон-Хемфилл Стремительные инновации/Пер. с
англ.–К.:Companion Group, 2006.–350c. 2.Менеджмент: теорія і
практика: Навчальний посібник / А.А.Мазаракі, Г.Є.Мошек, Л.А.Гомба, І.К. Погодаєв, Ю.В.Поканєвич, А.В. Семенчик;Заг. ред.
Мошека Г.Є.
К.: Атака, 2007.–584с. 3. Лінькова О.Ю., Основи менеджменту. – Х.:НТУ „ХПІ”, 2009.–300с. 4. patent.km.ua/rus/articles/:339 О
государственной «поддержке» инновационной деятельности.
Надійшла до редколегії 25.02.11